Роль сети культурно-бытового и коммунального обслуживания

17-06-2013, 12:04

С точки зрения эффективной эксплуатации и исходя из применяемых в планировке городов нормативов магазины на 10 рабочих мест, детский сад на 100 мест (4 группы), 8-летняя средняя школа на 320 учеников, столовая на 50 мест могут обслужить 2000 жителей микрорайона. Необходимо подчеркнуть роль сети культурно-бытового и коммунального обслуживания в формировании микрорайона как планировочной единицы первичного значения.

Приведенное количество населения является, однако, минимальным и не означает, что в планировочной практике следует применять организацию микрорайонов с населением только в 2-4 тыс. жителей экспериментальное проектирование доказало большую экономичность создания жилых комплексов с населением в 5000, 10000, 15000 жителей и более.

Всю микрорайонную сеть можно по условиям использования населением подразделить на две подгруппы. Первую составляют учреждения, коммунальные предприятия и устройства повседневного обслуживания, размещаемые в пределах микрорайона и рассчитанные как на обслуживание населения только данного микрорайона (детские сады, ясли, школы, домоуправления, гаражи индивидуальных машин, квартальные котельные и т. п.), так и других микрорайонов города (продовольственные и промтоварные магазины, предприятия общественного питания, раздаточные пункты молочных кухонь, парикмахерские и т. п.).

Во вторую группу могут быть отнесены сети обслуживания, удовлетворяющие нужды населения одного крупного или нескольких небольших микрорайонов с радиусом охвата в 1 км и более, контингентом жителей в 10-15 тыс. человек и более. Так, для специализированных промтоварных магазинов, например, головных уборов, тканей, готовой одежды, а также ресторанов, библиотек, бытовых комбинатов, аптек рекомендуется максимально допустимый радиус до 1 км, а для клубов, кинотеатров, бань, отделений связи, сберегательных касс-до 1,5 км.